Выступление на педсовете
Гордиенко В. Н. учителя биологии МОУ СОШ№1
Данная организация учебно-воспитательного процесса позволяет решать
поставленные перед учителем и учащимися цели и задачи. Базовый учебный план
профильной и предпрофильной подготовки предусматривает возможность
разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые обеспечивают гибкую
систему профессионального обучения. Она включает в себя базовые, профильные и
элективные курсы. Проработав уже несколько лет в рамках эксперимента, я
разработала достаточно стройную систему, способную помочь учащимся реализовать
свои способности. Данная система или цикл нравственно-экологического воспитания
состоит из трёх блоков, по трём направлениям: практическом, теоретическом,
игровом. Каждый блок включает в себя несколько видов деятельности, включающих
детей от подготовительной группы д. с №28, учащихся 1-11 классов (соблюдается
принцип преемственности).
Блок Практического направления включает в себя охранную деятельность на
экологической тропе, экспериментально-исследовательскую с применением новейшего
оборудования(электронные микроскопы, интерактивные доски, специализированные
компьютерные программы) и позволяет показать учащимся значимость окружающего
мира для современного гражданина страны. Теоретическое направление учитывая
учебную базу знаний , позволяет активизировать познавательную способность, при
этом опираясь на просветительскую деятельность ,связь с общественностью опыт
ребёнка обогащается.
Игровое направление позволяет с помощью театрализованных представлений,
викторин с дошкольного возраста овладеть ребятам основными понятиями о
процессах и явлениях в окружающей среде и о здоровье человека.
Все эти три направления объединяют учащихся в работе НОУ «Истоки», где ребята
на основе сформулированных объективных представлений об экологических проблемах
создают научно- исследовательские работы. Осознанное понимание своей
деятельности позволяет учащимся выбрать предпрофельные и профильные курсы, в
которых они реализуют свои возможности.
Выбор профессии. После системы полученных знаний и практических навыков с
использованием новейших технологий ребята более уверенно подходят к выбору
будущей профессии.
Методы преподавания определяются целями и задачами данной модели системы
биоэкологического цикла кружковой работы, предпрофильного и профильного
образования, направленного на формирование способностей учащихся. В ходе своей
работы я стараюсь связать основные методические принципы с формами организации
деятельности, в которую будут погружаться участники.
Таким образом.
- В области предметной компетенции учащиеся овладевают необходимыми понятиями,
различными способами исследования (постановка целей деятельности, отбор и
анализ источников, соотношение фактов и общих процессов, систематизация и
обобщение материалов, выявление причинно- следственных связей, установление
целей и анализ средств их достижения, определение личного отношения к
экологическим проблемам). Предметная компетенция способствует не только
самореализации учащихся, но и помогает в выборе профессиональной деятельности.
- В области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной
коммуникации (умение воспринимать участников процесса, воспринимать точку зрения,
отличную от собственной, аргументировано излагать и описывать свою точку
зрения, давать оценку событиям, процессам и явлениям).
- В области социально- экологической компетенции учащиеся овладевают основными
типами социального взаимодействия, умение действовать в обществе в интересах
других, соотносить свои цели и задачи с интересами общества в условиях
экологической безопасности. Этому способствует индивидуальная и коллективная
проектная деятельность ( постановка целей проекта и оценка результатов деятельности).
Данная система элективных курсов с последующим углублением знаний в научном
ученическом обществе «Истоки» способствует реализации воспитательных,
социально- адаптивных и мировоззренческих задач, а также соответствует
традиционным дидактическим принципам: научность, доступность, обеспечение
мотивации, системность, актуальность, практическая направленность. Во время
учебной деятельности мною используются различные формы учебного процесса. К
таким формам можно отнести: работа, связанная с анализом документов,
систематических данных, социально- экологических ситуаций, семинары, научно-
исследовательская деятельность учащихся, деловые игры, практикумы, различные
виды мониторинга, мозговой штурм, диспут, лекция с элементами диалога, защита
творческих и научных проектов.
Все вышеперечисленные формы обучения можно отнести к инновационным, так как это
обучение через опыт.
Процесс инновационного обучения на уроках включает в себя:
1. Переживание участниками конкретного опыта ( это может быть игра, упражнения,
изучение определённой ситуации) .
2. Осмысление полученного опыта, выйдя из роли наблюдателя ( этап обсуждения).
3. Стадия обсуждения- это незаменимая возможность целенаправленного
коллективного действия, возможность поднять его участников на новую ступень
понимания проблемы, достигнутого игрового результата.
4. Обобщение. Сначала отметить положительный опыт, после чего идут рекомендации
и изменения ( метод обратной связи).
5. Применение на практике .
В рамках данного педагогического опыта используются различные методические
конструкции с использованием современных инновационных технологий. Важнейшим
принципом проведения методики данного блока элективных курсов является
постановка вопросов и заданий, позволяющих учителю и участникам проверить уровень
освоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений. Это,
и различные виды тестовых заданий, защита творческих и социальных проектов,
исследовательская работа. Таким образом, традиционные формы проверки,
дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.