Сайт учителя биологии и химии

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [37]
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль биоэкологических технологий в нравственно-экологическом воспитании учащихся в рамках учебного и вне учебного процесса. Часть 2.
«Роль биоэкологических технологий в нравственно-экологическом воспитании учащихся в рамках учебного и вне учебного процесса.»

Часть 2.

Выступление на педсовете
Гордиенко В. Н. учителя биологии МОУ СОШ№1

Данная организация учебно-воспитательного процесса позволяет решать поставленные перед учителем и учащимися цели и задачи. Базовый учебный план профильной и предпрофильной подготовки предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые обеспечивают гибкую систему профессионального обучения. Она включает в себя базовые, профильные и элективные курсы. Проработав уже несколько лет в рамках эксперимента, я разработала достаточно стройную систему, способную помочь учащимся реализовать свои способности. Данная система или цикл нравственно-экологического воспитания состоит из трёх блоков, по трём направлениям: практическом, теоретическом, игровом. Каждый блок включает в себя несколько видов деятельности, включающих детей от подготовительной группы д. с №28, учащихся 1-11 классов (соблюдается принцип преемственности).
Блок Практического направления включает в себя охранную деятельность на экологической тропе, экспериментально-исследовательскую с применением новейшего оборудования(электронные микроскопы, интерактивные доски, специализированные компьютерные программы) и позволяет показать учащимся значимость окружающего мира для современного гражданина страны. Теоретическое направление учитывая учебную базу знаний , позволяет активизировать познавательную способность, при этом опираясь на просветительскую деятельность ,связь с общественностью опыт ребёнка обогащается.
Игровое направление позволяет с помощью театрализованных представлений, викторин с дошкольного возраста овладеть ребятам основными понятиями о процессах и явлениях в окружающей среде и о здоровье человека.
Все эти три направления объединяют учащихся в работе НОУ «Истоки», где ребята на основе сформулированных объективных представлений об экологических проблемах создают научно- исследовательские работы. Осознанное понимание своей деятельности позволяет учащимся выбрать предпрофельные и профильные курсы, в которых они реализуют свои возможности.
Выбор профессии. После системы полученных знаний и практических навыков с использованием новейших технологий ребята более уверенно подходят к выбору будущей профессии.
Методы преподавания определяются целями и задачами данной модели системы биоэкологического цикла кружковой работы, предпрофильного и профильного образования, направленного на формирование способностей учащихся. В ходе своей работы я стараюсь связать основные методические принципы с формами организации деятельности, в которую будут погружаться участники.
Таким образом.
- В области предметной компетенции учащиеся овладевают необходимыми понятиями, различными способами исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотношение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение материалов, выявление причинно- следственных связей, установление целей и анализ средств их достижения, определение личного отношения к экологическим проблемам). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащихся, но и помогает в выборе профессиональной деятельности.
- В области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение воспринимать участников процесса, воспринимать точку зрения, отличную от собственной, аргументировано излагать и описывать свою точку зрения, давать оценку событиям, процессам и явлениям).
- В области социально- экологической компетенции учащиеся овладевают основными типами социального взаимодействия, умение действовать в обществе в интересах других, соотносить свои цели и задачи с интересами общества в условиях экологической безопасности. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность ( постановка целей проекта и оценка результатов деятельности). Данная система элективных курсов с последующим углублением знаний в научном ученическом обществе «Истоки» способствует реализации воспитательных, социально- адаптивных и мировоззренческих задач, а также соответствует традиционным дидактическим принципам: научность, доступность, обеспечение мотивации, системность, актуальность, практическая направленность. Во время учебной деятельности мною используются различные формы учебного процесса. К таким формам можно отнести: работа, связанная с анализом документов, систематических данных, социально- экологических ситуаций, семинары, научно- исследовательская деятельность учащихся, деловые игры, практикумы, различные виды мониторинга, мозговой штурм, диспут, лекция с элементами диалога, защита творческих и научных проектов.
Все вышеперечисленные формы обучения можно отнести к инновационным, так как это обучение через опыт.
Процесс инновационного обучения на уроках включает в себя:
1. Переживание участниками конкретного опыта ( это может быть игра, упражнения, изучение определённой ситуации) .
2. Осмысление полученного опыта, выйдя из роли наблюдателя ( этап обсуждения).
3. Стадия обсуждения- это незаменимая возможность целенаправленного коллективного действия, возможность поднять его участников на новую ступень понимания проблемы, достигнутого игрового результата.
4. Обобщение. Сначала отметить положительный опыт, после чего идут рекомендации и изменения ( метод обратной связи).
5. Применение на практике .
В рамках данного педагогического опыта используются различные методические конструкции с использованием современных инновационных технологий. Важнейшим принципом проведения методики данного блока элективных курсов является постановка вопросов и заданий, позволяющих учителю и участникам проверить уровень освоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений. Это, и различные виды тестовых заданий, защита творческих и социальных проектов, исследовательская работа. Таким образом, традиционные формы проверки, дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
Категория: Мои статьи | Добавил: edelweis (24.03.2009)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz